Сергей Кравцов: «Профориентацию в школе на качественно новый уровень»

12.02.2020

Система образования должна оказывать ученикам эффективную помощь и поддержку в развитии способностей и профессиональной самореализации. Об этом министр просвещения Сергей Кравцов заявил 11 февраля на IV Международной конференции по управлению качеством образования «Как помочь школьникам с профессиональным самоопределением?».

В конференции также приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Александр Нарукавников. По видеосвязи выступил директор Департамента образования и навыков организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

На конференции обсуждались вопросы развития механизмов управления образованием и роли системы образования в профессиональном самоопределении школьников.

Министр просвещения отметил, что результаты исследований качества образования по предмету «Обществознание» показали достаточно низкий уровень осведомлённости восьмиклассников о профессиях.

«Участникам исследования было предложено указать хотя бы две профессии в какой-либо сфере деятельности, кратко охарактеризовать круг обязанностей представителей этих профессий и назвать два предмета школьной программы, которые необходимо углубленно изучать будущим представителям этих профессий. В зависимости от сферы деятельности с заданием полностью справились только от 5 до 17 % участников. Такой результат говорит об определённых проблемах – отсутствии у школьников системных знаний в данной области», – отметил Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения сообщил, что в рамках национальных исследований качества образования и исследований PISA соответственно ученики пятых классов и 15-летние обучающиеся отвечали на вопрос о своём выборе будущей профессии. А в опросе ВЦИОМ взрослые респонденты выбирали наиболее престижные, с их точки зрения, профессии. По его словам, во всех трёх исследованиях высоки позиции врачей, программисты и представители сферы информационных технологий находятся примерно на одних и тех же местах, схожие позиции занимают рабочие профессии и инженеры.

Глава Минпросвещения подчеркнул важность информирования школьников о различных профессиях, представив в качестве примера результаты ряда исследований качества образования.

Кравцов уточнил, что у детей отсутствует какая-либо системная информация о перечисленных профессиях и они опираются на опыт и представления взрослых. Также видно, насколько сильно может влиять на профессиональный выбор детей уровень их осведомлённости о профессиях. По его мнению, важно выстраивать школьную систему таким образом, чтобы повышать этот уровень.

Министр также отметил, что в национальном проекте «Образование» предусмотрен ряд ключевых направлений, которые помогают в решении упомянутых выше проблем. Они связаны как с повышением уровня осведомленности школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности, так и с расширением возможностей получения личного опыта профессиональной деятельности.

«Большая часть работы по профориентации начинается в школе. И нам предстоит поднять её на качественно новый уровень. Школам необходимо более тесное сотрудничество с предприятиями, обновление программ обучения так, чтобы дети получали практические знания, соответствующие реальности. Это, кстати, и одно из важных условий повышения результатов России в исследовании PISA, в котором наши позиции пока, к сожалению, не очень высоки», – добавил Кравцов.

«Мы видим хорошую динамику за последние 10-15 лет, раньше были другие приоритеты у наших школьников. Нам нужно работать совместно с Министерством науки и высшего образования над повышением престижа профессии учителя. Определённые меры уже запланированы, в том числе в рамках реализации нацпроекта «Образование», – отметил министр.Хочу такой сайт

Он также подчеркнул, что особое значение в профессиональном самоопределении школьников имеет получение собственного опыта.

«Такой опыт позволяет более точно оценить себя, свои личностные качества, склонности и предпочтения. В национальном проекте «Образование» предусмотрен ряд ключевых направлений. Они связаны как с повышением уровня осведомлённости школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности, так и с расширением возможностей получения личного опыта профессиональной деятельности», – пояснил Сергей Кравцов.

Министр заявил, что система среднего профобразования с учётом современных реалий будет меняться. Среди основных направлений работы – выстраивание системы ранней профориентации, развитие условий для профориентации в школах в сельской местности и малых городах, совершенствование преподавания предмета «Технология», развитие сети детских технопарков «Кванториум».

Министр просвещения также обратил особое внимание на опыт Москвы в сфере предпрофессиональной подготовки.

«Этот опыт нужно тиражировать в другие регионы», – резюмировал Сергей Кравцов.

 

По материалам открытых источников

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.02.2020

Дата обновления: 13.02.2020

Дата публикации: 12.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».