20.02.2020
НМО БРПК 20 февраля в рамках культурного
выхода посетил в НБ РБ тематическую книжную выставку «Мир Синклера Льюиса», посвящённую 135-летию со дня рождения американского
писателя, первого в США лауреата Нобелевской премии по литературе Гарри
Синклера Льюиса (1885-1951).
21 октября 1935 года в США произошло событие, вызвавшее
не только литературный, но и общественный резонанс. В этот день на книжных
прилавках появился роман Синклера Льюиса «У нас это невозможно»: это был не
просто бестселлер, раскупавшийся мгновенно. Рецензенты сравнивали впечатление,
им произведенное, с «шоком» и «ударом». Один из критиков отнёс книгу к
«наиболее ярким политическим произведениям, появившимся в Америке за последние
десять лет». Линкольн Стеффене писал: «Мы называем Льюиса романистом, а на
самом деле это пророк». Даже такой литературовед, как Ричард Блэкмур, не
жаловавший Льюиса и других писателей критикореалистической школы, отозвался об
этом романе как об «оружии интеллекта». Отнюдь не замалчивая недостатков книги,
Льюиса единодушно приветствовала вся левая пресса. Этим «романом-бомбой», как
его называли, Льюис заявил о себе как новатор антифашистской темы в литературе
США.
Писатель Гарри Синклер Льюис родился в Соук-Сентере
(Миннесота) в семье единственного на весь город врача. В раннем детстве потерял
мать, и его воспитывали отец и мачеха. С пятнадцати лет работал наборщиком в
местной типографии. В университете готовил себя к карьере газетчика, во время и
после учёбы практиковался в периферийных изданиях от Айовы до Калифорнии,
охотно выполняя функции репортёра. Именно на этой работе Льюис детально изучил
жизнь американской провинции, быт и нравы простых американцев. Уже в то время
он пишет, помимо газетных очерков, множество рассказов, которые публикуются в
газетах, на которые он работает. Был знаком с писателями Джорджем Стерлингом
и Джеком Лондоном. Льюис продавал свои идеи Джеку Лондону, и тот написал
по ним несколько рассказов. В 1915 г. газета «Сатерди ивнинг пост» заплатила
Льюису тысячу долларов за рассказ «Природа». Это было серьёзным успехом. С 1908
по 1915 г. С. Льюис прошёл типичную американскую школу мастерства в
газетно-журнальной сфере, что научило его писать быстро и доходчиво,
отшлифовало стиль – деловито-фактографический, прозрачный, суховатый, без
украшений. Литературная деятельность стала теперь для Льюиса основным занятием.
В последующие четыре года вышли его первые произведения «Работа» (1917 г.),
«Простаки» (1917 г.), «На вольном воздухе» (1919 г.).
Он оставил наследие обширное, но неровное: 22 романа,
множество рассказов, том публицистики, несколько пьес. Не всё им написанное
выдержало испытание временем. На его писательском пути взлёты причудливо
чередуются с очевидными спадами. Но несколько его романов выделяются как
вершинные. Они прочно вписаны в историю американской литературы. Это «Главная
улица», «Бэббит», «Эроусмит», «Элмер Гентри», «Энн Виккерс», «У нас это
невозможно», «Гидеон Плениш», «Кингсблад, потомок королей». Они составляют
льюисовский «канон», они и сегодня актуальны, привлекая реализмом, остроумием и
сатирическим блеском. Романы 20-х гг. принесли Льюису прочную международную
славу. В 1930 г. Льюис получил Нобелевскую премию по литературе «за мощное и
выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором
создавать новые типы и характеры». В речи, произнесенной при вручении ему
Нобелевской премии, он выступил сторонником реалистической литературы,
бесстрашно говорящей правду о жизни современников. Синклера Льюиса называли
«рассерженным американцем». Но его ирония и сарказм диктовались подлинным
патриотизмом. Большое чувство к родной стране не мешало ему высказывать о ней
правду. И смеяться над её недостатками и пороками. Под пером Льюиса ожила до
того малоизвестная, а то и просто непривычная «одноэтажная Америка». Не
энергичная, деловитая, а другая, инертная. «Окуровская», но только на американский
манер. «Я люблю Америку, но она мне не нравится», – говорил он. Он из тех, кто
не боялся высказывать своим соотечественникам горькие, нелицеприятные истины.
Взрывать официальные мифы, маскирующие сущность вещей. А в поздних романах –
придать своей сатире политическую направленность, заострив ее против реакции и
фашизма в его отечественном варианте. Его писательская карьера длилась
четыре с лишним десятилетия и была насыщена напряженным трудом; пора же его
славы и расцвета падает на межвоенные годы, этот поистине «золотой век»
американской литературы. В последние годы жизни писатель оставался
убежденным индивидуалистом и воздерживался от участия в какой бы то ни было
политической деятельности. В СССР произведения Льюиса издавались неоднократно.
В 1965 г. вышло собрание его сочинений в 9 томах.
Последние годы Синклер Льюис провёл вдали от родины, в
Италии, где и умер. Творческая усталость, спад душевных сил определили характер
последних его книг – «Богоискатель» (1949), «Мир так широк» (1951). Эти романы
считаются неудачными. Поэтому читатели вправе считать подлинным творческим
завещанием не эти поздние неудавшиеся книги, а сильный реалистический
роман «Кингсблад, потомок королей», где писатель поднялся на новую
для него ступень социальных и нравственных обобщений.
Тематическая книжная выставка «Мир Синклера Льюиса»
открылась в НБ РБ 1 февраля и продлится до 25 февраля.
Из открытых источников
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.02.2020
Дата обновления: 24.02.2020
Дата публикации: 20.02.2020