Эксперимент по внедрению ЦОС в школах и колледжах регионов РФ

30.06.2020

С 1 сентября 2020 года, в соответствии с проектом постановления правительства РФ, в ряде регионов России начнётся эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах и колледжах. Об этом сообщило Министерство просвещения России.

Название документа

Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых».

Эксперимент направлен на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, – говорится в пояснительной записке к документу.

Цель эксперимента – создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечение возможности ее постоянного использования на всей территории РФ.

Основное место в этом процессе занимает апробация дистанционного образования – приоритетное направление всего этого эксперимента.

История вопроса

Несмотря на все препятствия и недоработки, встретившиеся на первом этапе перевода школ на удалёнку, процесс цифровизации образования движется космическими темпами. Часто прямо «на ходу» решаются сложные вопросы технического и организационного характера. В течение всего нескольких месяцев российское образование может оказаться совсем в другой – цифровой – реальности.

Планы подготовить школы, колледжи и вузы к возможному началу нового учебного года 2020 в дистанционном режиме претворяются в жизнь, а ряд законов о придании правового статуса дистанционному образованию, позволяют применять его вполне легитимно на всей территории России.

Грядущий цифровой эксперимент, намеченный на 1 сентября 2020 года, можно считать генеральной репетицией перед глобальным переходом страны на цифровое образование.

Основные вопросы, которые он должен решить: материально-техническое оснащение школ, скоростной интернет, образовательные сервисы с контентом, система цифровых видеотрансляций и дистанционного обучения, электронные базы данных, федеральная государственная информационная система «Моя школа» и многое другое.

Среди технических задач эксперимента: обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к сети «Интернет» со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности; оснащение образовательных организаций компьютерами, мультимедийным оборудованием и программным обеспечением; апробация технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления статистических и прогнозных отчетов в режиме реального времени; апробация унификации и автоматизации образовательных процессов, включая деятельность образовательных организаций; апробация коммуникационной среды в том числе с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями и социальных сетей; создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, а также видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, позволяющего в постоянном режиме осуществлять мониторинг организации образовательного процесса в образовательных организациях.

Эксперимент предполагается завершить до 31 декабря 2022 года.

Кто примет участие в цифровом эксперименте?

В связи с тем, что разные регионы России имеют разный технологический потенциал, проведение эксперимента решено проводить выборочно. На сегодня это: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.


Справочно

Напомним, ЦОС (цифровая образовательная среда) – часть национального проекта «Образование».Хочу такой сайт

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания; создание необходимой современной инфраструктуры; подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации; создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.

Сроки реализации: 01.01.2019 31.12.2024 гг.

Задача проекта «Цифровая образовательная среда»: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

 Главные задачи проекта (к 2024 году): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране; внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций в 75 субъектов Российской Федерации для как минимум для 500 тысяч детей; обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с; создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей.

Реализация этого проекта должна привести к глобальным изменениям всего образовательного процесса и перераспределению большого количества учебных часов из очного обучения в дистанционное. Дистанционное обучение – главный компонент данной программы.

С одной стороны, это может помочь школьникам из сельской местности и малых городов, где ближайшие школы расположены зачастую за несколько километров. С другой, перевод на дистанционное обучение всей страны может снизить общее качество образования.

Споры в обществе

Значительная часть профессионального образовательного сообщества считает, что включение значительной доли дистанционной составляющей в образовательный процесс может привести к негативным последствиям не только в образовательной, но и в социальной сфере. Вызвать значительное снижение уровня знаний среди учеников и усилить социальное расслоение граждан.

Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков считает, что реализация проекта «Цифровая образовательная среда» – это инструмент «сегрегации по социальному признаку» посредством внедрения дистанционного образования. Это может расслоить общество на социальные группы – ту, которая может себе позволить качественное очное образование в дорогих частных школах, и остальных, которые будут получать большую часть знаний по дистанционному варианту.

В заключение

Нельзя не отметить, что увеличение доли дистанционных предметов в школах создаст дополнительную нагрузку на родителей школьников, которые будут вынуждены сокращать свое рабочее время ради помощи в дистанционном обучении детей. Большую проблему это может вызвать в семьях с одним родителем или с несколькими детьми.

И последний важный вопрос – финансовый. Для того, чтобы иметь хороший доступ в интернет и персональный компьютер, на котором возможно проведение дистанционных и онлайн уроков, необходимы финансовые затраты, которые многие из семей позволить себе не могут. Как это всё предполагается решать, пока до конца не проработано. Даже учитывая бесплатную раздачу китайских планшетов, проблему необходимого оборудования для дистанционного образования детей полностью не решить.


Материал обобщён НМО БРПК по открытым источникам

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.06.2020

Дата обновления: 30.06.2020

Дата публикации: 30.06.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».